top of page
KoganEvgeniapsycholog2.jpg

Долгосрочная психотерапия

#МояРабота, психологическое консультирование и психотерапия, предполагает разнообразные #ФорматыТерапии на разные случаи жизни. Каждый из них имеет свою выгоду и свои недостатки. В серии этих заметок я приведу краткий обзор всех форматов терапевтической работы: в чем заключается каждый из них, с какими проблемами работает, в чем его плюсы и минусы.

Долгосрочная психотерапия

#ДолгосрочнаяПсихотерапия — это формат терапии для одного клиента. По длительности она начинается примерно от полугода работы и длится в течение нескольких лет. Чаще всего от 1 года до 5 лет в разных методах.

Так же как и при среднесрочной терапии, встречи в гуманистических методах происходят, в среднем, один раз в неделю. При такой регулярности эффект максимален, потому что в долгосрочной терапии работа идет уже с глубинными слоями психики, и поэтому должна быть очень кропотливой, аккуратной и постоянной для того, чтобы привести к требуемому результату.

Такую терапию можно сравнить с работой в шахте: помимо добычи самого золота, надо еще постоянно и внимательно поддерживать саму шахту в порядке, чтобы ходы не обвалились, засыпав все снова. Ведь психика, которая всегда действовала в привычном ключе, будет постоянно сопротивляться изменениям и пытаться вернуть все назад. Поэтому успех долгосрочной терапии держится только на регулярности. Но это совсем не означает, что, начиная долгосрочную терапию, клиент «приковывается» к терапевту и не может уехать даже в отпуск в течение нескольких лет. Краткие перерывы на отпуск или другие поездки вполне возможны. Просто нужно всегда обсуждать это с терапевтом. Ведь терапевты тоже люди и тоже куда-нибудь могут уезжать. 

Работа в долгосрочном формате строится в большей степени на отношениях между клиентом и терапевтом, чем на специальных техниках. Как правило, в долгосрочной терапии бывает много «домашних заданий», которые клиент выполняет между встречами.


В таком формате работают с глубокими проблемами. Например, могут прорабатываться тяжелый личностный #Кризис, повторяющиеся проблемы в отношениях с разными партнерами (как просто #Отношения, так и #СозависимыеОтношения, чтобы не просто выйти из конкретных таких отношений, но и больше не вступать в подобные никогда), #Насилие (#Абьюз), в том числе случившееся в детстве (#ПсихологическоеНасилие, #ФизическоеНасилие, #СексуальноеНасилие), тяжелые травмы (#ПсихическаяТравма) и #ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), особенности личности и характера. В этом же формате происходит работа на личностное развитие.


Плюсы этого формата — в возможности проработать темы, от которых напрямую зависит удовлетворенность жизнью и ощущение счастья. Теоретически, нет психологической темы, с которой этот формат не смог бы справится. Самые сложные и «неразрешимые проблемы», по мнению клиента, в долгосрочной терапии возможно решить. По окончанию этой работы клиент переходит на принципиально новый качественный уровень жизни.


Минусы этого формата в том, что не каждый человек, даже сильно страдая, решится на такую работу. Поскольку работа в этом формате строится на отношениях клиента и терапевта и происходит с тяжелыми чувствами, то терапевт, чтобы обеспечить качественные и «целительные» отношения, обязан иметь уже большое количество личной терапии и супервизии. Поэтому терапевт, работающий с такими темами, должен быть опытным. Выпускник вуза не способен вести длительную терапию. Следовательно, при всех равных условиях, стоимость встреч с таким терапевтом будет больше, чем у консультанта.

Кроме того, во время долгосрочной терапии нельзя менять терапевта, поэтому надо будет заранее выбрать себе специалиста по душе. Нельзя делать большие перерывы и нельзя прерывать терапию, потому что, в лучшем случае, часть изменений просто «откатится», не успев закрепиться. В худшем же случае, при прерывании терапии (вместо правильного завершения) может даже стать хуже, поскольку некие привычные реакции уже нарушились.

Также на протяжении всей терапии постоянно тратятся время, деньги и психические силы. Не говоря уже о том, что работа с самыми тяжелыми темами (например, психическими травмами) сопряжена с переживанием большого количества боли.

bottom of page