В процессе любой долгосрочной терапии наступает момент, когда клиент-терапевтические отношения сталкиваются с кризисом. Моя работа заключается в том, чтобы преодолеть эту трудность с пользой для клиента.
В процессе любой долгосрочной терапии наступает момент, когда клиент-терапевтические отношения сталкиваются с кризисом. Очень часто, к сожалению, такой кризис ошибочно воспринимается как сигнал к завершению терапии, сопротивление клиента процессу терапии, утрата доверия к терапевту, некомпетентность терапевта или даже желание или необходимость сменить терапевта.
То, что происходит в этот момент в терапевтическом пространстве (именно пространстве, а не просто с клиентом или с терапевтом), можно назвать умным словом «стагнация» — то есть замедление или остановка развития процесса. Поверьте, когда результаты пропадают, и клиент и терапевт одинаково огорчены этим. Ведь психологам результаты терапии нужны ничуть не меньше, чем клиентам! Не говоря уже о том, что вся гуманистическая психотерапия направлена на то, чтобы клиент в какой-то момент ушел из терапии навсегда.
Но стагнация, тем не менее, ведет к пользе. Потому что происходящее — ни что иное как кризис. А выход из кризиса всегда невероятно продвигающий. Ведь такие тяжелые моменты возникают тогда, когда терапия утыкается в очень трудное, «горячее» для клиента место.
Не стоит бояться таких периодов, не нужно отчаиваться и впадать в вину или обвинение. Главное в этой ситуации для клиента — довериться себе и профессионализму своего терапевта, честно и открыто говорить о своих переживаниях, сомнениях и недовольстве. Важно позволить специалисту делать свою работу и постепенно вывести вас обоих из этого тумана во что-то новое и удивительное.
Comments